В декабре 2022 года вышел в свет тематический номер «Медицина» редакции «Бизнес столицы».
«Как обеспечить бесперебойную работу медицинского оборудования в современных реалиях?»
Генеральный директор «ЕДС Групп» дал развернутое интервью представителям редакции с ответами на все актуальные вопросы текущего года.
Подробнее – в данной статье.
Евгений, от чего, по-вашему, зависит исправное состояние медицинского оборудования в лечебном учреждении?
От того, насколько компетентная организация осуществляет сервис медтехники. Каждое лечебное учреждение должно иметь контракт на обслуживание, но с кем он заключается и исполняется ли в реальности во многом зависит от бюджета медицинской организации. Если сервис проводится по техническим регламентам и в регулярном режиме, то ремонтов происходит меньше, неисправности исключаются на этапе контроля. В бюджетном аспекте все взаимосвязано: больше тратится на обслуживание – меньше на ремонт, и наоборот. При грамотном сервисе техника может работать безотказно в течение всего срока полезного использования – как правило, 5-7 лет. После наступает физическое и моральное устаревание, тогда речь идет о замене, хотя бывают случаи капитального ремонта и продления срока эксплуатации в зависимости от реального износа и условий использования.
Перечень медицинского оборудования очень широкий, как вам удается обслуживать и ремонтировать все?
В действительности мы делим оборудование по функционалу – разные виды имеют различные физические принципы работы. В структуре компании создано несколько сервисных подразделений, каждое из которых занимается определенным видом медтехники: лучевая диагностика, реанимация, эндоскопия, лаборатория и так далее. Также любое оборудование имеет свои параметры и измерительные функции, существует закрепленная законодательно необходимость их контроля – для таких целей у нас имеются контрольные службы: испытательный центр контролирует, например, радиационную безопасность техники, персонала, помещений, метрологическая служба осуществляет поверку параметров измерений, к примеру, монитор пациента должен показывать соответствующие действительности значения. Специалисты этих служб, отдельно от персонала сервисных направлений, занимаются выявлением отклонений от установленных норм, подтверждая документально исправность либо несоответствие аппарата – такие процедуры могут проводиться как по запросу заказчика, так и вследствие ремонта, чтобы подтвердить соответствующее состояние аппарата.
Фото 1 - Метрологическая служба ЕДС Групп
От чего зависит сложность и сроки ремонта?
Если мы говорим о технической сложности, то зависит от вида изделия и его распространенности. Частые случаи: ремонт рентгенаппарата – выход из строя вакуумной трубки; ремонт аппарата УЗИ – повреждение линзы ультразвукового датчика; ремонт аппарата ИВЛ – отказ работы датчика концентрации кислорода или неисправность клапанов. Сроки ремонтов разнятся, так как часто зависят от поставки запчастей. Как правило, высокотехнологичное оборудование – импортное, детали к нему заказываются из-за рубежа, поставки могут растягивать до шести месяцев. Принцип работы ЕДС Групп – компонентный ремонт вместо замены цельного блока аппарата, то есть инженерное решение. Часто мы предлагаем ремонт самого элемента, вышедшего из строя, например, клапана для ИВЛ или платы блока бесперебойного питания – работа сокращается до нескольких дней без заказа дорогостоящих комплектующих, срок поставки не влияет на результат. Если не брать в расчет запчасти – от часа до трех дней уходит на диагностику.
Какие вы предоставляете гарантии и бывают ли случаи отказов с вашей стороны в связи с тем, что оборудование ремонту не подлежит?
Практически всё оборудование подлежит ремонту, если производитель выпускает к нему запчасти, модули и прочее. При необходимости недостающий элемент можно найти на вторичном рынке. Службы контроля ЕДС Групп определяют показатели до и после ремонта, чтобы подтвердить – первоначальные характеристики не пострадали. В некоторых случаях мы сообщаем заказчику, что восстановление экономически нецелесообразно, когда цена ремонта превышает стоимость закупки нового оборудования или оно морально устарело. Гарантийный срок на сервисную работу составляет шесть месяцев, в отдельных случаях – год.
Фото 2 - Служба сервиса высокотехнологичного оборудования (ССВТО)
Бывают ли для вашей команды неразрешимые задачи?
В работе мы опираемся не на инструкции производителя по замене неисправного блока, а на принципы функционирования техники, основанные на фундаментальных законах естественных наук: физики и химии. Работа каждого технического изделия построена на электросхемах, микроэлектронике, программном обеспечении. Путем разделения устройства аппарата на блоки выявляются простые связи, сведения о которых лежат в научных дисциплинах, известных со школьной скамьи, не говоря уже о высшем образовании. О каких неразрешимых задачах может идти речь, если решение перед глазами? Для того, чтобы профессионально разобраться, как функционирует самый сложный медицинский прибор, нужно иметь инженерное образование и желание – всё просто. 95% ремонтных работ проводится на выезде. Группа опытнейших специалистов привлекается в особых случаях, практическая база знаний компании постоянно пополняется, ЦУП – центр удаленной поддержки – позволяет объединить в режиме on-line инженеров, где бы они ни были, и создать решение – быстро и эффективно.
За последнее время штат вашей компании вырос. К вам на работу приходят уже состоявшиеся инженеры?
По-разному. Трудно найти безработного состоявшегося инженера по обслуживанию медтехники. Сегодня мы делаем упор на студентов Тюменского индустриального университета специальности «Биотехнические системы и технологии»: сначала они проходят экзаменацию в компании, которая выявляет профессиональные навыки, далее специальные обучающие программы, общие и по направлениям, позволяют закрыть пробелы в знаниях. На начальном этапе стажеры не имеют большого количества командировок и выездов – большую часть времени они проводят совместно с опытными инженерами в технических лабораториях с макетами и учебными стендами. Мы стараемся воспитывать универсалов: инженеры занимаются саморазвитием, становятся разносторонними специалистами – в этом отличие от официальных представителей, обучающих диагностике по инструкции для конкретной модели аппарата.
Фото 3 - Испытательный центр ЕДС Групп
Как сказался на вашей работе уход официальных представителей иностранных компаний?
Увеличилось количество обращений со стороны заказчиков. В некоторых случаях возникают трудности, связанные с изменившейся геополитической ситуацией: увеличение сроков поставки запчастей; полный отказ от обслуживания организаций, имеющих отношение к силовым структурам РФ; непродуманный механизм разрешенного параллельного импорта. Тем не менее, мы успешно работаем над логистическими цепочками и находим альтернативу для быстрой доставки.
Вы используете неоригинальные запчасти?
Только с согласия заказчика. Клиентов настораживают аналоги, но существуют способы купить детали, которые заказывает «официал» для реализации под своим лейблом, у настоящего ОЕМ-производителя – трудно сказать, что такие запчасти неоригинальные. Бывают случаи, когда мы проводим спектральный и химический анализ материалов, чтобы доказать – аналоговая запчасть не хуже оригинальной. Также иногда, чтобы восстановить работоспособность аппарата в кратчайший срок, например, заменить педаль ЭХВЧ-аппарата, в качестве временного решения мы используем комплектующие вторичного рынка или созданные на собственном производстве (3D-принтер).
Фото 4 - Отдел сервиса эндоскопического оборудования
Вы работаете по долгосрочным договорам?
Около 10 медицинских организаций в РФ являются нашими многолетними клиентами. Иногда годовой контракт, за который текущее положение всей медтехники Заказчика выходит к результату «следующий год без ремонтов», инициирует долгосрочные отношения. Иногда наоборот, долгосрочный контракт показывает – качественное профилактическое ТО предупреждает и сокращает внеплановые затраты на будущие ремонты. Контракты на 3-5 лет с организацией, которая может закрыть ВСЕ внутренние вопросы по оборудованию (например, поверка, которую в основном закупают отдельно), уменьшают нагрузку на персонал, исключают дополнительные закупочные процедуры.
Как планируете развиваться в будущем?
Сейчас в разработке несколько производственных проектов в области запчастей и расходных материалов. Есть планы, выходящие за рамки медицины, связанные с развитием образовательной деятельности. Что касается расширения географии работ, мы планируем окончательно укрепиться не только в домашнем регионе – Тюменская область, но и во всём Уральском федеральном округе, а также продолжить освоение новых территорий: Красноярского края, Новосибирской области, Санкт-Петербурга и других. Наши мощности к этому готовы.
Компания ЕДС Групп выражает большую благодарность редакции «Бизнес столицы» за проведенное интервью и публикацию данного материала!